Рукописи не горят: рассказываeт архивные документы - ФОТО
Говорят, что повторение - мать учения, а потому не будет лишним привести ряд архивных документов, подтверждающих, что армяне в Нагорном Карабахе - пришлые.
Начнем с того, что бомба замедленного действия была заложена в Карабахе еще 200 лет назад.
10 февраля 1828 года между Российской империей и Персией (Ираном) был заключен Туркменчайский договор, статья 15-я которого предусматривала переселение армян в Нахичевани и Эривани. В 1829 году был создан комитет по переселению. Чтобы заинтересовать армян в переезде, им были определены большие льготы: в течение шести лет их освободили от налогов и воинской повинности, выплатили пособия за счет контрибуции, полученной от Ирана, и так далее.
Спустя 150 лет, в 1978 году, благодарные армяне Нагорного Карабаха в честь своего первого переселения установили в селе Маргушеван (Марагашен) Мартунинского района НКАО (Агдеринский район) обелиск. Отметим, что село Марагашен было названо так не случайно. Армяне, проживавшие здесь, были переселенцами из иранского села Марага.
Но армянам, больным идеей захвата чужих земель и создания "Великой Армении от моря до моря", было недостаточно этого. Хорошенько обосновавшись и почувствовав себя хозяевами земли, после большевизации Закавказья они стали требовать официального включения Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР.
Однако 5 июля 1921 года Пленум Кавказского бюро ЦК РКП рассмотрел вопрос образования автономии и постановил: "Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить (!) в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в городе Шуше, входящим в состав автономной области". Этим же протоколом ЦК Азербайджана было поручено определить границы автономной области и предоставить на утверждение Кавбюро ЦК РКП.
Сказать, что данное решение сильно разозлило злобных и наглых армян, значит, ничего не сказать. В 1947 году они добились "культурного" изгнания из Армянской ССР азербайджанского населения.
23 декабря 1947 года Совет Министров СССР издал Постановление "О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской СССР в Кура-Аракскую низменность Азербайджанской СССР".
Этим документом совет постановил переселить в 1948-50 годах на добровольных началах в Кура-Аракскую низменность 100 тысяч человек. Согласно постановлению, 10 000 азербайджанцев должны были быть переселены в 1948 году, 40 000 - в 1949-м и 50 000 - в 1950-м.
Тем же постановлением Совету Министров Армянской ССР было разрешено переселить зарубежных армян в освобождаемые азербайджанским населением постройки и жилые дома. Кстати, постановление было принято председателем Совета Министров (СМ) Союза ССР Иосифом Сталиным и Управляющим делами СМ Яковом Чадаевым.
Таким образом, численность армянского населения искусственно была увеличена и стала доминирующей над азербайджанским. Оставшихся в Армении азербайджанцев с началом Карабахской войны постигла участь беженцев.
Надо сказать, что притязания армян на азербайджанскую землю продолжались и после этого. Еще задолго до начала конфликта армяне предъявили претензии на лесополосу в Газахском районе.
Бывший член следственной группы Депутатской следственной комиссии Верховного Совета Республики, следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры Азербайджана, старший советник юстиции Айдын Расулов (ныне покойный) в деталях рассказывал о событиях, предшествовавших передаче лесной полосы Газахского района Армении.
Так, в начале 80-х Армения приступила к проверке целостности территории и границы Азербайджана на крепость.
С этой целью армяне через своих покровителей в Москве потребовали отдать им лесную полосу Газахского района Азербайджана и присоединить ее к приграничному селу Ноемберянского района Армении (район просуществовал до 1995 года, а после был упразднен и стал частью Тавушской области). План передачи был заранее продуман.
Из-за этой лесной полосы постоянно шли споры. Она примыкает к селу Кемерли, которое с трех сторон окружают армянские населенные пункты.
Далее Москва потребовала от властей Азербайджана уступить данную территорию Армении. Известна даже история о том, как заместителя председателя Совета Министров республики Шамиля Расизаде, приехавшего в Кемерли, чтобы уладить конфликт, сельчане закидали камнями, а его служебную машину перевернули.
Но Москва замяла этот инцидент, и полоса все же была отдана армянам. Сегодня ни армяне, ни азербайджанцы не могут пользоваться этой территорией, поскольку она заминирована с обеих сторон…
А 23 ноября 1987 года в одной из парижских гостиниц помощник генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева по национальным вопросам, академик Абель Аганбекян встретился с армянскими националистами, которым обещал посодействовать в решении вопроса передачи Карабаха и Нахчывана в состав Армении. Данные действия были аргументированы тем, что Нагорный Карабах и Нахчыван якобы были незаконно переданы Азербайджану в 1920 году.
Эту неофициальную встречу Аганбекяна с армянским националистами санкционировал сам Горбачев. Впрочем, Аганбекян не скрывал сей факт - в нескольких ведущих изданиях СССР академик, грубо подтасовывая исторические факты, дал интервью, чем сильно воодушевил армян на антиазербайджанскую кампанию.
Тогда азербайджанские власти, перестраховавшись, оставили его интервью без реакции, что еще больше развязало руки армянам. Аганбекяну только на уровне нескольких ученых-историков был дан краткий, но основанный на исторических документах и фактах ответ. К сожалению, этот ответ не был принят для публикации в центральной печати страны.
С января 1988 года (кстати, високосного года дракона) в Армении уже начались волнения. В столице НКАО Степанакерте с февраля месяца 1988 года на тщательно организованных беспрерывных митингах выдвигались требования об объединении Карабаха с Арменией. Одновременно из своих домов начали изгоняться степанакертцы-азербайджанцы, которые под страхом лишения жизни оставляли свои квартиры со всем имуществом и искали помощи в Баку.
От первых беженцев из НКАО и Армении все узнали о зверствах армян.
Азербайджанские историки начали доставать из архивов массу запыленных документов о настоящей истории Азербайджана, а также подтверждающих историческую принадлежность Карабаха нашей республике и доказывающих необоснованность притязаний армян на наши земли.
Все обнаруженное спешно распространялось не только в республике, но и за ее пределами. Однако все эти антимеры были немного запоздалыми, опытные в этом деле армяне уже успешно прошли этапы антиазербайджанской пропаганды и готовились к более серьезным акциям.