Кругосветки на Porsche: 5 историй о безумных путешествиях
Вы можете с этим не согласиться, но Porsche — пожалуй, одни из самых парадоксальных автомобилей в истории человечества. Уже 70 с лишним лет немецкие инженеры совершенствуют неправильную, неудобную для спорткара заднемоторную компоновку, и каким-то образом умудряются достигать крутых результатов. Вот и клиенты у них зачастую «неправильные» — в том смысле, что используют свои машины совсем не по назначению. Ведь отправиться в суровую экспедицию на обычном 911 — все равно, что выйти в открытый космос в халате и тапочках. И тем не менее, подобные истории не редкость. Вот некоторые из них.
Взяться за этот материал нас вдохновила история, изумившая самих людей из Porsche — казалось бы, привыкших ко всему. Как-то, перебирая архивы, они наткнулись на совершенно безумные фотографии: классическая 911 Targa начала семидесятых, с немецкими номерами — но посреди пустыни и в окружении верблюдов! Начали разбираться и выяснили, что почти полвека назад действительно произошло удивительное путешествие.
Затеял его Зигфрид Хамменеле — немецкий торговец коврами и большой поклонник Porsche. По роду деятельности он неоднократно бывал в Афганистане и настолько впечатлился этой страной, что решил прокатиться по ней на любимой Тарге, а заодно снять пару фильмов — один про ковры, а второй про Porsche. Состав других участников необычной экспедиции вас, вероятно, уже не удивит: помогать немецкому бизнесмену вызвались южноафриканский оператор и его британская подруга.
Такой компанией 5 августа 1973 года они и выдвинулись из немецкого городка Альтбах: Хамменеле на своем Porsche, а его спутники — на стареньком универсале Volkswagen 411. Машины были совершенно стандартными, а в ремкомплект входили только набор инструментов да простейшие расходники вроде свечей, фильтров и ремней. И этого оказалось достаточно: за 27 тысяч километров через Турцию, территорию современного Ирана и сам Афганистан с «экспедиционной» 911 ничего не произошло! Разве что пробитые колеса путешественники в какой-то момент просто перестали считать. А вот Volkswagen натурально «посыпался», и ремонтировать его пришлось проверенным способом: при помощи подручных средств и тихого незлобного слова.
Как бы то ни было, ровно через 56 дней команда целой и невредимой вернулась домой, а фильм про афганские ковры в итоге даже попал на телевидение. Где же тогда видео, посвященное путешествию и Porsche? Увы, пленки утонули где-то в Средиземном море вместе с яхтой человека, который занимался монтажом. Но фотографии — и сама история — уцелели.
С гоночной трассы — в экспедиции по всему миру
Знакомьтесь, это Андре Безуиденхут из ЮАР и его Porsche 911 T/R по прозвищу Фриско. Надеемся, их историю когда-нибудь заметят голливудские продюсеры и перенесут на киноэкраны, потому что она этого однозначно заслуживает. Еще мальчишкой Андре смотрел гонки на известной южноафриканской трассе Кьялами, а когда вырос — начал выступать в них сам. Речь, правда, шла не о серьезном профессиональном автоспорте, а о соревнованиях ретро-машин: на дворе начало девяностых, но в руках Безуиденхута — историческое гоночное купе 911 T/R 1969 года выпуска. Весьма редкое и ценное, между прочим.
Тандем выступал очень неплохо, но не слишком долго: всего на второй сезон, лидируя в гонке, Андре ошибается и превращает свой Porsche в груду металлолома. Остатки спорткара приобрел энтузиаст и вернул к жизни — но уже в виде реплики дорожной Carrera RS 1973 года. Так пути Безуиденхута и его машины разошлись… Но не навсегда.
Четверть века спустя, будучи уже успешным бизнесменом и коллекционером Porsche, он внезапно встретился со своим бывшим автомобилем. Совершенно случайно заметил старую наклейку на двери и сказал владельцу: «Если я сейчас открою дверь на шесть дюймов, и она щелкнет — значит, это моя машина». Как вы понимаете, дверь действительно щелкнула.
Мимо такого знака судьбы Безуиденхут пройти не смог. Он выкупил купе обратно, отреставрировал — и снова переделал, на сей раз в автомобиль для путешествий. С багажником на крыше, дополнительными фарами и всем необходимым. Теперь Андре, его жена и их Porsche живут полной жизнью: отправляются в вылазки по Австралии, Новой Зеландии, Японии и родной Африке, явно не собираясь останавливаться на достигнутом. Ну серьезно, чем не сюжет для романтической драмы?
Если предыдущая история показалась вам слишком слащавой, вот рассказ про настоящего автомобильного панка. Бен Кумбс — большой любитель ездить черт знает где и черт знает на чем. В первое большое путешествие он отправился, считайте, просто так: взял собственный Porsche 944 с пробегом под 300 тысяч километров, поставил его на раллийную подвеску — да и махнул из родной Англии через всю Европу и Африку до Кейптауна.
Хотелось бы сказать, что это путешествие прошло без серьезных неприятностей — но нет. «Порше» ломался с завидной регулярностью, что неудивительно при таком сочетании возраста, пробега и маршрута. Точки назначения купе, впрочем, достигло — и даже довезло Бена в обратную сторону до Мозамбика… Где тот продал его за 300 фунтов местному водителю автобуса, сел в самолет и был таков.
Никакой романтики? Просто у Кумбса собственный взгляд на мир. Например, затем этот человек прокатился от Великобритании до Вьетнама на Chevrolet Corvette C4 — и знаете, почему? Потому что услышал созвучие: Vietnam, V8Nam — точно, надо взять что-нибудь с мотором V8 и поехать туда! Внедорожник? Слишком скучно…
Но наша любимая выходка Кумбса — это путешествие из самого северного бара планеты в самый южный на самом неподходящем для этого автомобиле: спортивном TVR Chimaera с мягким верхом. Бен реально добрался на остров Шпицберген, прибыл в полузаброшенный шахтерский поселок Пирамида и выпил пива в буфете местной гостиницы, где со времен СССР ничего не изменилось. А затем сел в свой TVR — и через восемь месяцев и 32 тысячи километров оказался на архипелаге Огненная Земля. Чтобы (правильно!) выпить еще одну пинту в пабе города Пуэрто-Уильямс, южнее которого заведений просто нет.
А вот история про французов — не таких безбашенных, но тоже весьма авантюрных. Зачинщиком больших путешествий на старом Porsche оказался Филипп Делапорт, и многое о его характере говорит тот факт, что в молодости он вдоль и поперек исколесил Африку на скромном, если не сказать примитивном, Renault 4. Поэтому когда уже в пожилом возрасте ему в ребро снова ударил бес, никто особо не удивился. Как и выбору машины: в гараже у Делапорта стояли Land Rover Defender (банально), винтажный Jaguar XK120 (жалко) и 22-летний Porsche 928 — купе класса гран туризмо. Определение, которое француз воспринял со всей буквальностью.
В отличие от машин из предыдущих историй, эту серьезно подготовили. Полностью откапиталили всю технику, зашили днище 8-миллиметровыми алюминиевыми листами, установили в салон «ковши» и штурманское оборудование, поменяли подвеску на раллийный вариант от Koni, вместо задних сидений поставили дополнительный бак (пятилитровый 330-сильный V8 — товарищ прожорливый), а на крышу прикрутили запаску. Причем так, что со стороны кажется, будто она там просто забыта.
Первоначальная задумка была красивой и романтичной: Филипп хотел показать своему сыну Тибо маршрут, который он сам проехал много лет назад. Но мир с тех пор сильно изменился, поэтому идея доехать из Парижа до Киншасы, что в Демократической республике Конго, выглядела слишком рискованной. В итоге Делапорты устремились на восток, в Иран, причем в ту сторону они ехали через север — то есть Украину, Россию, Казахстан и Узбекистан. Фотография экспедиционного 928 в Байконуре — наш фаворит.
Фото: porsche-928-expedition.com
24 000 километров, масса впечатлений — казалось бы, задача выполнена. Только вот у Филиппа Делапорта есть еще один сын, Бодуэн, который на момент первого путешествия был еще слишком юн. Не оставлять же его ни с чем! Поэтому через пять лет мужчины, уже втроем, отправились в новую экспедицию — уже кругосветную. Снова через Россию, а затем Японию, Канаду и США. Кстати, в процессе Делапорты сделали кучу фотографий, и в отдельный альбом собрали диковинный транспорт, встреченный на маршруте. Рекомендуем.
Спорткары-миллионеры:
Напоследок — сразу три истории о машинах, которые отличились не столько путешествиями, сколько постоянной эксплуатацией в одних (и очень заботливых) руках. Самый свежий пример — канадец Билл Макичерн и его Porsche 911 Turbo в кузове 930. Машину Билл купил новой, причем в 1975 году — это была самая первая версия Turbo с порядковым номером всего 350. И дальше они уже не расставались.
За 45 лет парочка намотала 880 тысяч миль, то есть почти 1,3 миллиона километров. Макичерн ездит на этой машине каждый день и регулярно выбирается на различные тусовки поршеводов, в том числе и на гоночных трассах: его 911 побывала на множестве автодромов США и Канады. Причем даже форс-мажор — не повод пропустить очередную сходку. Например, в 2009 году в заднюю часть Porsche приехал кроссовер, «разобрав» подвеску и сломав полуось. Но машину удалось починить в кратчайшие сроки, и после 30-часового марш-броска Билл доехал до Монтерея точно к началу соревнований.
Другой Porsche, принадлежащий калифорнийцу Гаю Ньюмарку, тоже намотал миллион — только не километров, а миль. Купе по имени Блю стало отцовским подарком по случаю окончания университета, и в итоге Гай проездил на нем всю жизнь. Именно как на обычном автомобиле: никаких гонок и экспедиций, но вместе с тем солидные пробеги — профессия калифорнийского продавца яхт подразумевает поездки по всему штату, и в иные годы суммарные расстояния превышали 30 тысяч миль.
Без правильного ухода тут никуда: сервисное обслуживание раз в 3000 миль, два капитальных ремонта старенького мотора — и безграничная забота. Ну, а миллионный юбилей был отмечен красиво: мистер Ньюмарк устроил вечеринку в баре и подгадал так, чтобы именно в момент его прибытия на парковку девятки на одометре сменились нулями.
Правда, тут есть один важный момент. Блю — это Porsche 956 °C 1965 года, машина самой последней серии перед 911. А вот еще один калифорниец по имени Лоренцо всю жизнь ездит на более ранней версии, 356A. И за 50 с лишним лет он тоже намотал на своей машине более миллиона миль. Хотя этого могло не случиться: в какой-то момент Лоренцо носился по дюнам на мощном багги, угодил в жуткую аварию и едва не погиб. Пока он боролся за жизнь, супруга решила, что все кончено — и ушла со всеми деньгами и имуществом. К счастью, до Porsche она не добралась.
Ну, а Лоренцо, как поправился, воссоединился со своим автомобилем, да с тех пор так и ездит. Хоть к приятелю в другой штат, хоть на Аляску, к эскимосам (буквально!). Обслуживанием он занимается сам, и за 50 с лишним лет так поднаторел в 356-х, что теперь у большинства его друзей есть по такой машине. Правда, знаком ли он с Гаем Ньюмарком из той же Калифорнии, и была ли когда-то встреча синего и красного «миллионников», история умалчивает.